Интервью со Славой Черновым, популяризатором губной гармоники.

Сегодня я беру интервью у интересного человека. Слава Чернов – активный популяризатор губной гармоники среди русскоязычного населения Земного шара. :) Ага, именно так! Интернет стирает все границы! Я бы вам многое мог рассказать об этом увлечённом человеке, но лучше пусть он сам о себе нам расскажет.  А пока читаете это интервью, вы можете послушать музыку, которую исполняет Слава.  Наверняка, эти композиции вам знакомы.

Audio clip: Adobe Flash Player (version 9 or above) is required to play this audio clip. Download the latest version here. You also need to have JavaScript enabled in your browser.

Summertime

Остальные композиции вы можете включать внизу поста.

- Привет, Слава! Ты известен как популяризатор губной гармоники в России. Расскажи, как началось твоё увлечение этим инструментом? Почему именно гармоника?

Это довольно долгая цепь случайностей, почему я стал увлекаться гармоникой. Даже не знаю с чего начинать. Пожалуй, сначала, но кратко.
В 8 лет меня отдали в музыкальную школу на фортепиано, прозанимавшись больше года, во втором классе я ее бросил. Но там в меня заложили, как минимум, знание нотной грамоты и сольфеджио. С тех пор про музыку я даже не вспоминал.
Лет в 14 у нас в школе открылся рок-кружок и мы тогда все повально стали увлекаться гитарой, переписывали друг у друга таблицы с аккордами, и разные песни.
Примерно в то же время или чуть позже начали ходить в тур-походы, я тогда и загорелся гитарой, т.к. кое какая музыкальная база у меня была и я имел представление о музыкальной теории из музыкальной школы, у меня дело пошло дальше 3-х аккордов. Стал подбирать песни В.С. Высоцкого, потом стал больше играть бардовскую песню. На многие песни аккорды подбирал сам на слух. Мне нравилось это делать, и я в себе это развивал, подучил теорию по гармонии. У меня было много песенников с авторской песней, что-то я разучивал по книжкам, то, что было не удобно петь, переносил в другую тональность. Это всё потом звучало в компании у костра или если мы собирались дома с друзьями. Мама у меня поет романсы и играет на пианино, я стал подыгрывать ей на гитаре. Мы тогда всегда таскали везде гитару с собой, куда бы не ездили.
Потом, в один из походов, знакомый моего друга принес губную гармошку. Это была большая двухсторонняя октавная гармоника Vermona, вот такой формы )(
Уже сейчас я понимаю, почему такая форма, почему двухсторонняя и почему она была октавная. Тогда это была просто “губная гармошка”.
Он играл на ней только «Ах, мой милый Августин» и принес ее скорее для прикола, чем для игры. Играл не особо целясь в отверстия, но получалось узнаваемо похоже, что это Августин. Сейчас я научу играть так любого желающего минут за 30 ;-) Мы тогда все играли на гитарах и на гармошке никто не подыгрывал.
Наверное, тогда в первый раз у меня и появилась мысль освоить гармонику, чтобы можно было подыгрывать гитаре. Сейчас бы я сказал наоборот – играть на гармошке и аккомпанировать на гитаре ;-)
Информации тогда о гармошках было мало, да и доступ к Интернету тогда был не всех в каждом доме, а в лучшем случае, если он был на работе. Поэтому, первое желание было – пойти в магазин и купить самоучитель по гармонике.
Сходил, а их. Ни одной книжки. В одном магазине мне сказали, что в Питере готовится к выпуску самоучитель, приходите месяца через 3. Так и сделал, торопиться было некуда, дождался выхода самоучителя (Бровко “Губная гармоника. Что играть, как играть” увидите сейчас в магазине, не покупайте).
Да, там была важная информация, как следует играть на гармошке. Только тогда я узнал про ее строй, про игру одиночными нотами, про извлечение недостающих нот с помощью понижений, т.е. бендовых нот и т.д. Это было в 2000-м году.
Первую гармошку покупали вместе с женой. Она решила сделать мне такой подарок. Чем они отличаются по моделям, по производителям и по типу я узнал уже позже, а тогда это все были просто “губные гармошки”. Главное, что тогда было определяющим – внешний вид и цена.
Где-то в сознании я понимал, что гармошки с двумя рядами отверстий отличаются от гармошек с одним рядом, и как-то так, к счастью получилось, что выбор упал именно на однорядные гармошки. Может быть, они показались мне проще, может еще почему, не помню. Решили тогда не мелочиться и купили дорогую японскую гармошку Suzuki Pormaster в ключе С. Эта гармошка с металлическим корпусом. Деревянные и пластиковые модели от Хоннера тогда как-то не приглянулись. Гармошка была суперская! Тяжелая, блестящая, громкая и очень красивая.
Я, как сумел, научился играть на ней в одну дырочку и довольно быстро подобрал на ней простые мелодии, того же “Августина”, “Ох Сузанна”, “Obladi olada”, “Когда б имел златые горы” и “Сулико”.
Купил держатель для гармошки и пробовал играть на гармошке одновременно с гитарой. Попробовал и решил для себя, что сначала надо научиться нормально играть на гармошке, убрал держатель в шкаф и стал заниматься целенаправленно гармошкой.
С тех пор гитару доставал все реже и реже, а освоение гармошки заняло тогда всё мое свободное время.
________________________________________________________

На гитаре я почти перестал играть, иногда беру ее в руки, но ничего нового я на ней с тех пор не освоил. Правда, навык игры на гитаре дал в то время понимание музыки и теории и до сих пор помогает мне в освоении гармоники. Сейчас, когда я подбираю мелодии, представляю себе клавиатуру пианино и, как она соотносится с нотами, расположенными на гармошке, а когда подбираю аккорды и прикидываю тональность в какой буду играть на гармошке, представляю гриф гитары и, как располагаются на ней аккорды. Одно из другого следует, отделить сложно.

- Что можно сыграть на губной гармонике? Какие ограничения есть у этого инструмента?

Губные гармошки они же разные. Разную музыку можно играть, практически любую. На одних гармошках проще играть одну музыку, другую музыку удобнее играть на других. Я не говорю про сложные произведения, типа концерта для рояля с оркестром, хотя и такие попытки были – использовать губную гармонику для игры с симфоническим оркестром, и довольно успешно. Правда, произведения специально писались для губной гармоники или специально для нее адаптировались.
Есть тремоло гармошки, это те самые с двумя радами отверстий, на них хорошо играть народную музыку, песенки, польки, русские песни и т.п.
Гармошки с одним рядом отверстий, назовем их условно “блюзовыми” хорошо подошли для игры блюза и кантри музыки. 10 дырочная гармоника это самый распространенный в мире тип губной гармоники. У нее много разновидностей, разные исполнители придумывают разные строи с расположением нот для игры какой-то определенной музыки, чтобы было легче играть именно такую музыку, есть разновидности гармошки с бОльшим количеством отверстий, расширяющих ее диапазон. Общее у таких губных гармошек одно – они все диатонические. Это значит, что в настройке гармоники пропущены некоторые ноты. Чтобы понятно было тем, кто не разбирается в музыке, это примерно тоже самое, как на пианино, у которого отсутствуют черные клавиши. На гармошке в ключе ДО, звуков, соответствующих, черным клавишам пианино не имеется.
Это позволяет уместить диапазон в 3 октавы (от ДО первой октавы до ДО 4-й октавы) всего в 10 отверстиях гармоники. 10 нот на вдох, и 10 на выдох. Кстати, гармоника – это единственный духовой инструмент с двунаправленным дыханием.
На пианино 3 октавы это расстояние между клавишами около 40-50 см, на гармошке всего 7-8 см.
Для игры в разных тональностях используют гармошки, начинающиеся с других нот, а не только с ДО. Строй у гармошек одинаковый, т.е. расположение музыкальных интервалов у них одинаковое, но тональность у гармошек получается разная, в зависимости от какой ноты настроена губная гармошка.
Большинство гармошечников (такое забавное слово мы придумали) использует для выступлений несколько гармошек. Для одного произведения берут гармошку в нужной тональности, для другого произведения – другую и т.д.
Некоторые исполнители используют другой подход – они стали развивать продвинутые техники звукоизвлечения и играть на одной диатонической гармошке в разных тональностях. Речь идет о техниках бендинга и овербендинга. Суть в том, что исполнитель дыханием может понижать или повышать тон звучания язычков, и получать ноты, отсутствующие в настройке гармоники. Это достигается путем изменения формы вокального аппарата исполнителя и создания внутри себя резонатора для звучания нужной ноты. Это технически сложнее, чем играть по нотам, заложенным в строй гармоники, но это дает больше исполнительских и выразительных возможностей при игре на гармонике. На практике же, чаще всего совмещают оба этих способа и часть нот извлекают при помощи бендов, а в каких-то случаях – просто меняют гармонику на другую.
Я не буду тут рассказывать, как выбирать гармошки и как научиться использовать бендинг на гармошке, всё это можно почитать на сайте harmonica.ru
Всё опирается на знание музыкальной теории, и если вы решили научиться играть на гармонике, будет очень полезным, если вы освоите хотя бы элементарную музыкальную теорию.
Другой тип гармоник – хроматические губные гармоники. Они позволяют извлекать все ноты без пропусков, как на пианино или гитаре и играть в разных тональностях на одной гармошке. По сути, это две диатонические гармошки в одной. Сбоку на корпусе хроматической гармоники расположена кнопка, позволяющая повышать ее строй на пол-тона, тем самым, переключая в отверстиях “белые” клавиши пианино на “черные”. Я немного упрощаю, чтобы было понятно, но принцип такой.
Ещё бывают оркестровые гармоники – аккордовые и бас гармоники – на них играют в ансамбле. На аккордовой можно извлекать несколько видов аккордов, но играть можно только целиком этими аккордами, а на басовых гармошках играют басовые партии. Вместе они звучат примерно, как левая рука на баяне или аккордеоне. Сложнее, конечно, но в целом похоже :-)

- Какой тип гармошки ты предпочитаешь? Почему ты выбрал именно его?

Я уже сказал раньше, что первоначально купил диатоническую гармошку с 10 отверстиями. Мы называем их “диатониками”, хотя это не совсем точно, т.к. тремоло гармошки тоже являются диатоническими, но мы между собой называем их “тремолками”. Так не совсем правильно, но нам понятно. С блюзовой гармошки я начал обучение, на ней и продолжаю больше всего играть.
У меня сейчас много разных гармошек. Есть диатоники с минорным строем, кантри настрокой, перестроенные мной гармошки, хроматическая гармошка, есть с двойным рядом отверстий – тремоло и октавная. Есть мини-гармоники в виде брелоков и расширенные гармоники с 12 отверстиями, есть даже аккомпаниаторская гармоника, на которой можно играть аккомпанемент, состоящий из 4 нот баса и 4 аккордов. На каждой я могу что-то сыграть, на какой-то лучше, на какой-то хуже. У многих гармошек в отдельных ее частях расположение нот совпадает и нужно лишь немного времени, чтобы разучить какую-то мелодию на нужной гармошке. Но бОльшую часть времени я играю на блюзовых гармошках со стандартным строем, потому что они больше всего подходят для той музыки, которую я больше люблю и умею играть.

- Сколько времени в день ты посвящаешь этому инструменту? Из чего состоят твои занятия?

Сейчас я почти не занимаюсь. За исключением случаев, когда мне надо что-то разучить. Либо на работе выступить, либо для сайта сделать запись. Сейчас я играю только в клубах с друзьями на блюзовых джем-сейшенах, опираясь на то, что было наработано, когда я начал заниматься гармоникой. Сейчас у меня застой.
Когда начинал осваивать гармошку, я раз в неделю ходил заниматься к преподавателю и в течении недели отрабатывал те упражнения, которые он мне давал. Несколько вечеров в неделю, где-то по часу, иногда больше, иногда меньше. Как получалось.
Регулярность занятий, вот чего мне не хватает сейчас для развития. Как правило, нет условий, чтобы заниматься столько, сколько мне надо, а иногда, если и есть возможность, то бывает и лень, т.к. не известно, когда в следующий раз получится сесть и позаниматься дальше. Сейчас есть желание заняться техникой игры, увеличить скорость, освоить новые приемы и выучить кое какие произведения, разобрать и наработать фразировку. Работы ворох, осталось сесть и всем этим заняться. Материалов много, но нужен толчок. :-)

- Что бы ты посоветовал новичку, решившему осваивать этот инструмент? Как подойти к выбору типа инструмента (диатоника, хроматика, тремоло)?

Ну, новички попадаются разные. Есть музыканты с образованием, окончившие школу по фортепиано или по гитаре. Если человек, хочет играть сложную музыку, классику, джаз, сложные мелодии, я бы посоветовал ему сразу начать с хроматической гармоники. Она требует знания музыкальной теории, но при этом будет понятна опытному музыканту.
Если человек вообще не знаком с музыкой, но хочет освоить гармонику, или если музыкант хочет играть фолк-музыку, то ему можно посоветовать диатонику.
Для игры народных мелодий и игры на слух можно посоветовать попробовать играть на тремоло-гармошке. Русские народные песни очень здорово звучат на тремолках. Если, кто из знакомых услышит, то легко может перепутать звучание тремолки с деревенской гармошкой с мехами, но при этом, тремолка легко помещается в карман.
Для игры западной музыки, такой как, рок, блюз или кантри, лучше всего подойдет 10 дырочная диатоника.
Во многом, выбор гармошки определяется именно той музыкой, которую хочешь играть на гармошке. Смешение стилей возможно, но что-то проще начинать играть на одних гармошках, что-то на других. Для каждого человека это будет свой выбор.

- Реально ли самому научиться играть на гармонике? Сколько времени в среднем может занять обучение до получения первых видимых результатов, таких как извлечение мелодий?

Реально. При желании и настойчивости всё реально. Нет четкой планки, когда человек скажет: “Всё, я научился играть на гармошке”. Как и в любом деле, всегда есть, куда расти и развиваться. Правильно одиночными нотами можно научить человека играть за неделю, если он сам, конечно, этого хочет. Простую мелодию после этого он сможет сыграть, потратив на ее разучивание один вечер. Бендингу реально научить за месяц. Это всё зависит от человека и от его желания научиться. Гармоника очень сложный инструмент, с наскока ее не освоишь.
Есть люди, которые сами способны разучить мелодию на слух, но есть и такие, кому нужно написать табулатуру, чтобы он смог что-то сыграть. Табы – это условные обозначения с номерами отверстий, в какие нужно дуть или вдыхать, чтобы получилась определенная мелодия. Например гамма “до ре ми фа соль ля си до” на блюзовой гармошке в табах будет выглядеть так: 4 (4) 5 (5) 6 (6) (7) 7. В скобочках, в кружочке или с минусом обозначают вдох, без кружочка – выдох.
Естественно, если есть опытный товарищ или еще лучше платный преподаватель, который будет направлять, показывать, как надо делать, давать упражнения и исправлять ошибки, то человеку будет легче научиться, чем искать информацию и проходить через всё самому. Но никто не сказал, что самому нельзя научиться.
Информации сейчас очень много, открывай Иинтернет и ищи. На Youtube сейчас полно видео уроков для гармоники, выложено огромное количество записей известных исполнителей. Было бы только желание их разбирать и разучивать. Усидчивый и упорный человек всё может освоить.
Сайтов по губной гармонике стало больше, на английском уже давно были, теперь есть и на русском. Книжек по гармонике очень много и на английском, часть из них переведена на русский. Форумы, сайты, группы Вконтакте… Информации навалом, нужно только захотеть ею пользоваться.

- Как правильно искать нужную информацию для индивидуальных занятий?

Открываем Google, пишем: “обучение губной гармонике”. Другой вопрос, что именно в вашем городе не найдется человека, который обучает. В Москве преподавателей несколько, есть и в других городах. На сайте harmonica.ru есть раздел “К кому пойти учиться”, можно посмотреть там, а если не найдете, спросить на форуме. Сейчас есть Скайп – это что-то типа интернет-телефона. Можно бесплатно установить программу и общаться с преподавателем голосом и даже с веб-камерой.
Я специально не называю имен, всех можно найти самим, вся информация доступна, надо только поискать. Другое дело, если вы меня спросите, а кого выбрать. Тут совет простой – послушайте, как играют эти люди и выберите того, кто вам больше понравится по стилю, по технике игры, к кому ближе ездить на занятия, у кого дешевле или кто будет вам просто более симпатичен. Тоже вариант. :-)

- Какую музыку ты сам предпочитаешь играть?
___________________________________________________________
Больше всего люблю англоязычную музыку. В особенности кантри и блюз, еще британский рок середины 20-го века. Чего-то больше, чего-то меньше. Сейчас получается чаще играть блюз, хотя больше хочется играть кантри. Кантри сложнее, и я никак не подкачаю технику и скорость игры. Фразировки не хватает, поэтому некоторые попытки бывают не совсем удачными. Людям может быть и нравится, а я бываю не доволен, как получилось сыграть. Я очень люблю подбирать на слух и импровизировать.
Демо-записей у меня нет. Бывает, что получается записать на камеру несколько песен с моим участием на джемах, что-то я потом выкладываю на Youtube и в свой Живой Журнал, что-то остается у меня на компьютере
Я думаю, чтобы составить представление, что я люблю, можно послущать вот эти песенки

- Чем ты ещё увлечён? Хобби?

Ой, хобби в последнее время стало даже многовато.
Раньше это были только компьютерные игры и увлечение гармошкой и связанная с ней помощь с сайтом harmonica.ru и потом еще работа над своим сайтиком garmoshki.ru .
Последний я сделал, чтобы выложить фотки с наших гармошных встреч, потом он пригодился, чтобы выложить информацию, как можно через меня приобрести губную гармонику.
Это отдельная история. Кратко. Как-то давно меня попросили помочь купить гармошку и выслать по почте в другой город. Один раз, другой, третий и это стало регулярным занятием. Так, до сих пор этим и занимаюсь… В одно время я связался у нас в Москве с ателье, занимающееся пошивом чехлов для музыкальных инструментов, и мы разработали с ними папки для гармошек. Первой была папка на 8 гармошек, потом появилась модификация на 12, недавно мы разработали пояса на 12 гармошек, и, кстати уже скоро мы сделаем сувенирные кожаные чехольчики для одной гармошки с логотипом сайта harmonica.ru. Все это можно заказать у меня. Если надо, обращайтесь ;-)
Сайт. garmoshki.ru потихоньку наполняется статьями по гармонике, по большей части, которые написал я сам и не отослал на harmonica.ru.
Но бОльшую часть времени, я все равно уделяю сайту harmonica.ru, потому, что это наш самый большй и самый первый сайт о губных гармониках в России.
_________________________________________________________________
В последний год добавилось увлечение сноубордом, мы всей семьей встали на доски, а прошлым летом увлекся пилотажными воздушными змеями. Что такое сноуборд, я думаю, и так все знают, а что такое stunt kites, представление мало, кто имеет. По сути, это воздушные змеи, но в отличие от обычных, они управляются при помощи двух строп, которые тянутся от пилота к змею. Эти змеи выглядят, как дельтапланы. Такая конструкция лучше всего позволяет ими управлять, выполняя пилотажные фигуры – круги, петли, восьмерки, класть змея на спину, крутить его в горизонтальной и в вертикальной плоскостях и т.д. и т.п. практически, как самолеты, но управляемые лишь ветром и пилотом, дергающм за стропы на земле.
Можно посмотреть у меня в ЛЖ, как это всё происходило, я там выкладывал видео.
Кто знает, может вам тоже захочется купить себе пилотажного змея и научиться им управлять.
Увлечений хватает, скучать нам не приходится ;-)

- Как домашние относятся к твоему увлечению?

Сложный вопрос. Мы ходим иногда вместе на джемы в клубы, где я играю, ходим слушать концерты приезжающих мастеров гармоники, иногда у друзей на свадьбе или дне рождения достану гармошку и сыграю. Естественно, мои гордятся, что я играю и людям нравится, как я сыграл. Но есть и обратная сторона – мне нужно заниматься. Занятия – это не совсем то же, что выступления. Приходится многократно играть одно и тоже, тренировать сложные технические моменты, подбирать, оттачивать и снова всё повторять. Если мои это слышат, им начинает это быстро надоедать и они просят меня прекратить. Уединиться получается редко, большую часть времени мы проводим вместе и на занятия гармошкой остается мало времени. Раньше я уходил заниматься к преподавателю и часть моего обучения проходила у него дома, а не у нас. Иногда получалось позаниматься летом на даче. Сейчас я дома почти не занимаюсь, за исключением тех случаев, когда мне надо подготовиться к какому-то выступлению. Возможно, когда у нас будет квартира побольше, у меня будет больше шансов сесть позаниматься, чтобы никому не мешать, но сейчас это получается очень редко, а я уже говорил, что занятия получаются полезными, если играть упражнения регулярно.

- Расскажи о своих выступлениях, где ты выступаешь и с кем играешь.
____________________________________________________________
Я уже сказал, что не выступаю регулярно. Раньше много играл на джемах с разными группами – “Черный Хлеб” Доктора Аграновского, “Stainless blues band” Бориса Булкина, “Станция Мир” Володи Кожекина и еще многими блюзовыми группами Москвы, я сейчас уже все не перечислю. Ходил по всем блюзовым клубам, где проводились джем-сейшены.
Клубные джемы происходят следующим образом. Как правило, весь вечер играет одна группа, а к ней по очереди на несколько песен выходят играть разные музыканты.
Иногда по одному, иногда добавляется несколько музыкантов, иногда, меняя кого-то из основного состава. Все зависит от инструментов, кто на чем играет, от количества микрофонов, входов на усилителях и места на сцене. Исполняют песни либо из репертуара данной группы, либо из своего репертуара, либо стандарты, которые все знают.
Схема песни примерно следующая – пара куплетов с вокалом, потом несколько квадратов для импровизации, опять куплет, еще импровизация, куплет и концовка. Кто в каком порядке и когда играет зависит от структуры и характера песни и от музыканта, ведущего джем. Как правило, он сам поет и играет, и кивком или поворотом головы к нужному музыканту как бы передает ему слово. Бывало даже, что выйдешь сыграть, простоишь всю песню, а тебе так и не дали сыграть соло. Песня закончилась. Забыли.
Согласитесь, довольно глупо выглядит, если человек вышел выступать, все начали играть, а ты стоишь на сцене, не играешь и ждешь, когда тебе кивнут сыграть 1 или 2 квадрата соло. Да, на первых порах обучения это нормально, но надо развиваться. Нет, это не значит, что все теперь должны дудеть от начала песни и до конца. Нужно слушать и учиться.
Кстати, это стимулирует учиться играть в бэке, играя аккомпанемент, по аналогии, как играют гитаристы аккордами или вставляя коротенькие рифы в подкладе. Это нужно делать очень аккуратно и на оптимальной громкости, чтобы гармошки было не очень много, она не выпирала над остальными инструментами и не мешала вокалисту петь.
Гармошки должно быть в меру и нужно стараться, чтобы с гармошкой получилось лучше, чем без нее, ну или, по крайней мере, не хуже ;-)
Каждый раз на джеме получается сыграть чуточку по разному, иногда даже не всегда знаешь, что придется играть. Это интересно и это учит схватывать настроение и основной риф песни на лету. Это, кстати еще один плюс в пользу того, что полезно учиться подбирать на слух, а не только учить произведения уже по готовым табам или по нотам из книжек. Отрепетированные и, сыгранные уже не раз песни, получаются легче и увереннее, но бывает, и незнакомую вещь сходу сыграешь так, что потом становится приятно, за то, как у тебя получилось.
В последнее время больше всего играю на джемах с группой Dr. Nick в разных клубах, где они выступают, скорее всего потому, что они играют ту музыку, которая мне больше нравится. Мы с ними уже несколько раз устраивали вечера губной гармоники. Это те же джемы, но на них мы приглашали играть только ребят с губными гармошками. Идея была сделать вечер именно для любителей гармоники и пригласить не профессиональных гармонистов, которые выступают в своих группах, а именно ребят с сайта, кто уже может или хочет попробовать играть с группой на сцене. Обычно мы заранее договариваемся на форуме, кто придет играть, кто и что выберет для себя из репертуара группы. Каждый из нас играет по-своему, и такие выступления получаются разнообразными, показывая зрителю, какой разной может быть губная гармоника.

- Записи каких музыкантов ты рекомендуешь послушать.

Хороших, в первую очередь известных. Их не один десяток. Прежде всего, легендарных исполнителей на губной гармоники.
Я сейчас просто скоприую список с нашего сайта.
Little Walter, Big Walter, James Cotton, Snooky Pryor, Howlin Wolf, Junior Wells, Carey Bell, Slim Harpo, Sonny Boy Williamson I и Sonny Boy Williamson II, George Harmonica Smith, Sonny Terry, Paul Butterfield, Jerry Portnoy, Charlie Musselwhite, William Clarke, Sugar Blue, Charlie Mc’Coy и Norton Buffalo … Сколько не перечисляй, а всё равно, кого-то достойного пропустишь.
Так же, интересно послушать современных виртуозов губной гармоники:
Howard Levy, Steve Baker, Garry Pirmych, Jason Ricci, Paul Lamb, Kim Willson, Rod Piazza, Mitch Kashmar, Brandan Power, Adam Gussow, Beata Kossowska, Jean-Jacques Milteau, Greg Szlapczynski, Mike Stivens… ой, ну всех я просто не перечислю, известных очень много, а еще есть менее известные музыканты.
Гармоника очень молодой инструмент. Она была изобретена в конце 19-го века. За последние столетие техника и возможности игры на губной гармонике очень сильно продвинулись. Молодых музыкантов, играющих классно на гармошке, с каждым годом становится всё больше и больше.
Обязательно нужно послушать наших музыкантов: Михаила Петровчиа Соколова, Михаила Владимирова, Александра Братецкого, Володю Кожекина, Сергея Сорокина и Бориса Плотникова. Наших, на самом деле, больше, я перечислил только тех, кто больше на слуху и кто уже давно играет, и то не всех.
Каждый исполнитель по своему уникален, у каждого своя манера игры, все играют разную музыку.
Гармоника – очень индивидуальный инструмент. По выразительным возможностям очень близок к вокалу, т.к. технически игра на гармонике очень сильно зависит от вокального аппарата исполнителя и напрямую с ним связана. Поэтому, многих известных исполнителей можно узнать не только по их уникальной фразировке, но и по характеру их звучания, тембру, интонациям, по манере игры.
Слушайте разных исполнителей. Бывает, попадаются малоизвестные исполнители, играющие очень хорошо и очень интересно, а бывает, что и кто-то из известных запишет альбом, который после одного прослушивания хочется положить подальше на шкаф или сразу поменяться с кем-то на что-то другое ;-)

- В завершение, какие у тебя будет пожелания читателям и тем, из них, кто захочет научиться играть на губной гармонике?

Желаю здоровья, счастья и мира во всём Мире ;-)
Ну, а если серьёзно, послушайте музыку с гармошкой. Для многих до сих пор губная гармошка ассоциируется с немцем, играющим Августина, или в лучшем случае, с ковбоем, исполняющим заунывные мелодии в степи у костра. На самом деле, репертуар гармошки намного богаче. Современная губная гармоника – это профессиональный музыкальный инструмент, позволяющий играть абсолютно разную музыку.
Сейчас на губной гармонике играют блюз, кантри, блюграсс, фолк, джаз, буги, классическую, восточную и ирландскую музыку, русские мелодии, рок и даже металл… John Popper записал альбом с группой Metallica. Дальше стили перечислять не буду, что-то, да всё равно пропущу.
Помимо всего прочего, гармоника умеет разговаривать человеческим голосом, смеяться, плакать, кукарекать, визжать и издавать еще кучу разных звуков. Я не преувеличиваю, есть много произведений, где музыканты используют звукоимитацию при игре на гармонике. На пример, есть очень известное произведение Sonny Terry “Fox hunt”, в котором он изображает охоту на лису с лаем собак, преследованием, дыханием, с визгами и криками.
Или очень старя запись, считающаяся самой первой попыткой записи губной гармоники – “Talking harmonica”, в которой мама разговаривает с гармошкой, и гармошка ей отвечает “ma-ma” и “i love you, mama”.
Послушайте:

Audio clip: Adobe Flash Player (version 9 or above) is required to play this audio clip. Download the latest version here. You also need to have JavaScript enabled in your browser.

А паровозные темы на гармонике. У многих исполнителей – это “коронный номер” с паровозными гудками, выпуском пара и пыхтением, разгоняющегося паровоза. Все, кто услышал, не останутся равнодушными к такой музыке.
Какие там немцы на танках? Сейчас всё намного круче!
Ну, а тем, кто решится научиться играть на гармонике, пожелаю терпения, усидчивости и побольше здравого смысла.
Губная гармошка – сложный в освоении музыкальный инструмент. Сама по себе гармоника очень просто устроена, и именно поэтому, чтобы достичь хорошего уровня игры на ней, многое зависит от исполнителя, от его виртуозного владения инструментом.
И последний совет, не покупайте дешевые гармошки “чтобы попробовать”. Даже дорогая гармошка будет вам по карману. Хорошую гармошку можно купить уже за 30-50$. Это не электрогитара, синтезатор, саксофон или ударная установка, где нормальные инструменты стоят больше 1000$. Гармоника – один из самых дешевых музыкальных инструментов. Не скупитесь и купите сразу нормальный инструмент. Проблем в освоении будет меньше. Не бегите на ближайший рынок и не покупайте на развале первую попавшуюся гармонику. Почитайте у нас на сайте про типы гармоник, почитайте про различные модели от разных производителей, определитесь сначала, что вам надо и, что вы хотите научиться играть в первую очередь и уже потом, вдумчиво сделайте покупку. Если вам понравится, одной гармошкой всё равно дело не ограничится, но лучше, если это сразу будет подходящая гармошка. Слушайте записи, пробуйте, играйте, подбирайте, но старайтесь играть музыку, а не просто извлекать разные звуки из гармошки. Играйте и доставляйте удовольствие себе и окружающим.

Спасибо, Слава, что уделил нам время и рассказал столько интересного! Кто знает… Может быть, после прочтения этого интервью кто-нибудь захочет попробовать научиться играть на этом чудесном инструменте?

UPD: Мне очень захотелось предложить вам послушать несколько мелодий в исполнении Славы. Он дал мне несколько и предложил выбрать парочку.  Но я так и не смог сделать выбор.  Так что выложу все.  Эти мелодии были записаны в рамках домашних заданий на сайте Harmonica.ru, в выполнении которых участвуют все желающие.

Итак:

Hundred Pipers

Audio clip: Adobe Flash Player (version 9 or above) is required to play this audio clip. Download the latest version here. You also need to have JavaScript enabled in your browser.

What a Wonderful World

Audio clip: Adobe Flash Player (version 9 or above) is required to play this audio clip. Download the latest version here. You also need to have JavaScript enabled in your browser.

Besame mucho

Audio clip: Adobe Flash Player (version 9 or above) is required to play this audio clip. Download the latest version here. You also need to have JavaScript enabled in your browser.

Feelings

Audio clip: Adobe Flash Player (version 9 or above) is required to play this audio clip. Download the latest version here. You also need to have JavaScript enabled in your browser.

Love me tender

Audio clip: Adobe Flash Player (version 9 or above) is required to play this audio clip. Download the latest version here. You also need to have JavaScript enabled in your browser.

Blue Moon

Audio clip: Adobe Flash Player (version 9 or above) is required to play this audio clip. Download the latest version here. You also need to have JavaScript enabled in your browser.

Moonriver

Audio clip: Adobe Flash Player (version 9 or above) is required to play this audio clip. Download the latest version here. You also need to have JavaScript enabled in your browser.

11 комментариев на «Интервью со Славой Черновым, популяризатором губной гармоники.»

  1. Весна пишет:

    Дня три-четыре тому назад заходила на гармоника точка ру. Читала коммментарии, смотрела ролики. Тебя, Сашкин, видела там. :) А сегодня – вот это интервью. Про звукоимитацию на гармонике впервые услышала. Увлечение, приносящее радость тебе и другим – как это здорово! :)

  2. Александр,
    спасибо за знакомство с еще одним интересным и творческим человеком – Славой Черновым! Смотрю ролики и балдею – как нравится такая музыка! :-)
    Даже помечтал попробовать сыграть на гармонике! ;-)

    Когда на блоге разместишь своё выступление? ;-)

  3. blogoped пишет:

    Весна, да, увлечение классное! И можно бесконечно совершенствоваться! :)

    Валерий, я сам рад, что знаком с ним. А мечта вполне может осуществиться. Инструмент очень хлассный. Я ещё немного потренируюсь и попробую что-нибудь записать. Хочу, чтобы мне самому звучание нравилось.

  4. Александр,
    а как давно ты стал заниматься игрой на гармонике? Какая твоя первая модель гармоники с которой ты начинал?
    Не сомневаюсь, что у тебя отлично получается! ;-) Ждемс…

  5. blogoped пишет:

    Купил гармонику летом (диатоническую, которую и Слава предпочитает), начал заниматься, потом перерывчик был, а месяца три назад занялся плотно.
    Кстати, только что добавил в пост несколько Славиных записей. Можно послушать.

  6. Zauberer пишет:

    О, а я думал, будет наплыв комментов и народа, а что-то не очень много пока…

  7. blogoped пишет:

    Zauberer, форумный народ ленится коммментить в непривычной среде. А просмотров много. Но у меня есть идейка :)

  8. Лика Герсо пишет:

    С большим интересом прочитала интервью! Спасибо и тебе, Саш, и Славе. Так здорово, когда знакомишься с увлеченными, интересными людьми :)

  9. Наталья пишет:

    Такие люди очень ценны для общество. Не будь их, преданных своему делу, фанатеющим от него, то не было бы много великих открытий, шедевров искусства…
    Они – хранители.

  10. stasarik slover пишет:

    Занимательная публикация! Большое спасибо опубликовавшему за внятное изложение материала!

  11. maxwmz пишет:

    К поклонникам губной гармошки себя не причисляю.

    Но музыка в целом понравилась.

Оставить комментарий

Почта (не публикуется) Обязательные поля помечены *

*

Вы можете использовать эти HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Я не робот.